Парусные суда и их вид



Греческий торговый корабль.


    В акватории Кипрского порта Кирения были найдены и реконструированы останки греческого торгового судна. Под давлением тридцатиметровой толщи воды остов расплющился и стал одномерным — все части корпуса остались на месте, только они оказались уплощенными и разровненными, как чертеж с отдельно вынесенными деталями.
    Археологи скрупулезно восстановили корабль. Длина его оказалась 14,3 м, ширина по бимсу1 — 4,3 м. Это самое древнее из судов, поднятых со дна моря: радиоуглеродный анализ деревянных частей судна, бронзовые монеты, найденные рядом с ним, позволяют определить его возраст в 2300 лет.
    Киль2 изготавливался из скального дуба, шпангоуты — из черной акации. Обшивку делали из липы или красного бука. Для мачты, реи и весел использовали алеппскую ель.
    На торговых судах наиболее эффективным движителем был парус, так как гребцы заняли бы большую часть полезной площади. Судно было беспалубным, несло один парус с традиционной оснасткой, управлялось двумя рулевыми веслами. Для защиты от волн борта наращивали решеткой из толстых прутьев, обтянутых кожей.


Греческая боевая галера


 БИРЕМА (VIII-I вв. до н.э.) - греческая  галера, гребное военное судно со вспомогательным парусным вооружением, с двумя рядами весел, длиной корпуса до 30 метров, шириной около 5 метров и осадкой в полном грузу около полуметра. Использовалось в Древней Греции и Риме. Уключины весел верхнего ряда опирались на выступающие брусья, а нижнего ряда - проходили через отверстия в бортах, закрытые кожаными манжетами, служившими для предотвращения попадания воды внутрь судна. Гребцы верхнего ряда сидели на палубном бимсе, а нижнего ряда - на скамьях в трюме. Для возможности быстрого перемещения воинов по судну во время боя посредине биремы от носа до кормы проходила платформа - катастрома. Основным вооружением биремы, как и многих судов того времени, был подводный таран, закрепленный на форштевне. При переходах на подъемной мачте поднимался прямоугольный парус. В этом же столетии получили распространение и триеры - боевые корабли с тремя "этажами" гребцов. Подобное устройство галер - вклад древнегреческих мастеров в конструирование морских судов.

Галеры античной Греции бороздили почти все Средиземное и Черное моря, есть свидетельства об их проникновении через Гибралтар на север. Здесь они достигли Британии, а возможно, и Скандинавии.



Римский торговый корабль.


    Изображенный на рисунке римский зерновоз относится к 50-м гг. н.э. Длина его 27 м, ширина — 7,5 м, осадка 2—2,5 м. Такое судно должно было иметь вместимость не менее 250—300 т. Установленная в центре округлого, прочно сработанного корпуса мачта несла прямой парус, который был усилен двумя треугольными парусами, похожими на более поздние лиселя. В носу — короткая наклонная мачта типа бушприта с небольшим парусом — артемоном. Наличие артемона являлось серьезным шагом вперед, поскольку благодаря ему появилась возможность ходить при боковых ветрах. Круто изогнутая корма венчалась акростолем в виде головы лебедя.
    На выступающих кормовых балконах — кринолинах — крепилась пара мощных рулевых весел. На римских зерновозах впервые появилось надпалубное помещение — прообраз мостика. Там же располагались хозяин и пассажиры.


РИМСКАЯ боевая галера


Либурна (III-I века до н.э.) - древнеримское военное гребно-парусное судно с тридцатью парами весел, скопированное римлянами с греческой триеры. Основным нововведением был абордажный мостик. Корпус судна имел острые обводы, длину около 30 м, ширину около 5 м и водоизмещение до 80 тонн. Либурна принимала на борт, включая команду, до 120 человек. Либурна послужила прототипом галеры, нашедшей широкое применение практически во флотах всех европейских стран в период с VII по XVIII века.

Наряду с мореходными либурнами римляне строили много различных типов речных либурн, которые использовались в боевых действиях и при патрулировании Рейна, Дуная, Нила. Если учитывать, что 20 даже не очень крупных либурн способны принять на борт полную когорту римской армии (600 человек), то станет ясно, что соединения маневренных либурн и бирем представляли собой прекрасное тактическое средство быстрого реагирования в речных, лагунных и шхерных районах при действиях против пиратов, неприятельских фуражиров и в беспорядке переправляющихся через водные преграды варварских отрядов.


ВИЗАНТИЙСКОЕ ТОРГОВОЕ СУДНО

 

Когда в 395 году Римская империя разделилась на Западную и Восточную, основная часть римского торгового флота отошла на восток. Это означает, что византийские торговые корабли имели в своей основе римскую конструкцию. В VI и в VII веках, когда Византия оккупировала почти все побережье Средиземного моря, именно дромоны вели морскую торговлю на этом огромном пространстве. И только в VIII веке появилась оригинальная византийская конструкция торгового судна, которую назвали латинским парусником. Мы мало знаем его историю, хотя некоторые описания имеются в Национальной библиотеке Парижа и в библиотеке Эскуриала.
По размерам латинский парусник разделялся на большой и малый. Большой парусник имел в длину 25 метров, в ширину - 7 метров и две палубы. Но погрузка товаров производилась только через маленький люк, другого доступа в трюм не было. Во время рейса люк наглухо задраивался. Этот большой плавучий склад нес две мачты. Расположенная впереди имела, подобно римской фок-мачте, значительный наклон вперед. Вторая мачта ставилась посредине судна и была пониже. Обе они несли латинское парусное вооружение на наклонных и очень длинных реях, причем каждая рея состояла из двух частей. Такую систему парусного оснащения придумали арабы. Она позволяла очень быстро возвращаться к ветру при маневрах. Вот почему этот корабль не нуждался в веслах. Лишь два из них ставились справа и слева кормы, выполняя роль румпеля. На корме крупных латинских парусников располагалась небольшая платформа на столбиках и с крышей.
Малый латинский парусник имел только одну палубу и одну мачту, наклоненную вперед и укрепленную в середине палубы. Мачта несла латинский парус на наклонной и изогнутой к концам рее. Эти суда не имели надстроек ни на носу, ни на корме, зато их наружные борта были украшены бортиками по всей длине.


Дромон 
 

Дромон - боевой корабль, пришедший на смену биремам и либурнам. Впервые дромон был спущен на воду около VI века н.э. и продержался, в нескольких разновидностях, до XII века. Об этом судне у нас мало сведений. После падения Западной Римской империи борьба за господство на Средиземном море велась уже между Византией и Арабским миром. Главным видом кораблей в ту эпоху стал дромон, причем с обеих сторон.

Одна византийская рукопись, датируемая 850-м годом, содержит гравюру, изображающую дромон того времени. Его конструкция напоминает конструкцию биремы с двумя ярусами гребцов. Дромон имел две мачты с латинскими парусами. Но самые первые суда этого типа имели один ярус гребцов, скорее напоминая либурну с одной мачтой. Позднее появились крупные двух- и трехмачтовые дромоны. Их длина варьировалаcm от 30 до 50 метров, ширина от 6 до 7 метров. На корме было два румпеля, у каждого борта свой. В плане они имели заостренную форму и были весьма быстроходны. Экипаж насчитывал, в зависимости от размеров корабля, от 100 до 300 человек. Существовал у византийцев и такой корабль, как хеладион, но о нем нам известно еще меньше, чем о дромоне. Киль дромона оканчивался, как и у биремы, погруженным в воду тараном, но главным его вооружением были катапульты, метавшие огненные снаряды на большое расстояние. От таранов противника дромоны были защищены металлической броней.

В носовой и кормовой части судна размещались приподнятые палубы для стрелков из лука. Мощные, тяжелые катапульты имели возможность кидать снаряды весом в 500 кг на дистанцию до 1000 метров. Вооружались дромоны также легкими огнеметами сифонофорами, которые заливали корабли противника жидкой горящей массой (греческий огонь), состоявшей из гудрона, серы и селитры, растворенных в нефти. При малейшем контакте с водой жидкость вспыхивала: такой пожар только разгорался при тушении водой и гасили его лишь вином, уксусом или песком. Точный состав этой смеси, как и конструкция вооружения, не дошли до нас.


НЕФЫ.

 Суда этого типа называли по-разному: нефы, бузы, килсы, хулки. Отличительными внешним признаком нефов являются округленные в носовой части и прямые в корме высоко поднятые штевни. Речь идет о судах с одной мачтой. Применение навесного руля позволило уверенно ходить галсами. Этому помогало увеличение осадки и грузоподъемности судна. 

 На судах появились бушприт, ванты с выбленками, якорь, по форме приближающийся к адмиралтейскому. Грузоподъемность такого корабля немного превышала 200 тонн. Галс-клампы, облицованные прочным деревом, служили для проводки галсов, которые представляли собой прочные тросы, в отличие от шкота не имевшие талей. Штаги и многочисленные снасти такелажа отнесены в корму. На нефе были асимметричные пристройки к кормовым и носовым надстройкам. Они делались, вероятно, в качестве дополнительных помещений для размещения рыцарей, использовавших подобные суда для крестовых походов. Ограждения надстроек украшались гербовыми щитами рыцарей.

В средние века военный и торговый флоты Венеции были самыми могучими и многочисленными на Средиземном море. В период крестовых походов (1096-1270) Венеция была основным поставщиком нефов, которые могли брать на борт до 1500 человек. В последующие века конструкция этих судов постоянно изменялась, и к началу XVI века венецианский четырехмачтовый неф имел вполне совершенную форму корпуса и значительные размеры: наибольшая длина 28,7 метров, длина по ватерлинии 25 метров, максимальная ширина 8,36 метров, осадка до 3 метров, водоизмещение около 600 тонн. Фок- и грот-мачты несли прямые паруса, вторая грот и бизань-мачта - латинские. Общая площадь парусов составляла более 770 квадратных метров. Такое парусное вооружение позволяло ходить довольно круто к ветру. Большие нефы в отличие от других судов имели несколько якорей (до 7) для предотвращения сноса во время стоянок.


ГЕНУЭЗСКАЯ НАВА 

На смену византийским торговым пришли торговые суда городов-республик Италии. Время их расцвета - с XII по XIV век. Все эти корабли имели общее название Нава. Они не имели весел, а только паруса. Проектировали и строили эти суда Венеция и Генуя, монополизировавшие в ту эпоху всю торговлю Европы со странами Леванта. Выполнение подобных задач требовало корабля нового типа, с большой прочностью и большой грузоподъемностью, потому что перевозить приходилось огромное количество товаров, пассажиров, лошадей, вооружения и провианта. По своей ширине и осадке эти суда напоминали римские торговые корабли с выпуклыми бортами, с глубокой осадкой и высоким надводным бортом. При осадке в 6 метров, от ватерлинии до борта оставалось еще 4 метра. Нос и корма, где размещались жилые помещения, поднимались над палубой на 3-4 метра. Были навы с тремя палубами. Такое судно имело 30 метров в длину, 12 метров в ширину и брало на борт 500 тонн груза. Именно они были главным средством всех перевозок во времена крестовых походов.
Навы оставались неповоротливыми, слишком массивными судами. Нередко бывало так, что при смене галса и брасоплении парусов всем пассажирам приходилось бросаться на противоположный борт, чтоб не дать судну перевернуться. Но ведь главной задачей этих кораблей была не скорость и не маневренность, а возможность перевозить как можно больше груза. Различались одномачтовые, двухмачтовые, трехмачтовые корабли этого типа. Поначалу все мачты несли латинские паруса на наклонных реях. Со временем, когда размеры кораблей стали возрастать, выяснилось, что латинского паруса для большого судна уже недостаточно. Тогда добавили еще и прямоугольные паруса. Навы раннего периода были оснащены румпелем, но когда венецианцы и генуэзцы увидели корабли из стран Северной Европы, которые везли своих крестоносцев в Палестину, то обратили внимание на форму руля и переняли ее. Корма у Навы очень высоко поднята и укреплена бимсом.


Генуэзский каботажный торговый корабль

Изображенный на рисунке торговый корабль относится к классу каботажных судов XIV века. Ахтеркастль и форкастль выполнены в виде открытых платформ, огражденных ярусным, орнаментированным фальшбортом. Через прорези кормовой платформы, выступающей на 0,8 м над основной линией корпуса, проведена пара массивных рулевых весел. На единственном грузовом люке часто крепилась разъездная шлюпка.
Мачта с «вороньим гнездом» (наблюдательный пост на мачте судна в виде бочки) несла латинский косой парус,который позволял лавировать при боковых ветрах, преобладавших в архипелагах Средиземноморья, но был малоэффективен при попутных ветрах. На кормовой надстройке - ахтеркастле - видны решетчатые (для лучшей вентиляции) про- визионные короба.
Генуэзские штурманы водили суда такого типа в Черное море, осторожно пробираясь вдоль берега вплоть до Феодосии и Керчи.

СРЕДИЗЕМНОМОРСКАЯ ШАЛАНДА

Слово шаланда происходит от греческого слова "хеландион" что означает "плоскодонка". Это небольшое судно с малой осадкой, плоским дном и низкими бортами. Свою классическую форму шаланды получили у англичан в XIX веке. Интересная группа шаланд появилась в Средиземном море. В отличие от лондонских которые для улучшения хода против ветра ставили специальные паруса, шаланды Средиземного моря этого "трюка" не признавали. В Эгейском море греческие рыбаки ходили на маленьких шаландах без палубы (они назывались скафо) с одной мачтой и грот-парусом на шпринтове. Шпринтов представлял собой рею, которая делила прямоугольный парус на два треугольника. Такое распределение парусов оказалось очень эффективным на рыболовных судах с малой осадкой, позволяя им легко и уверенно делать повороты. Палуба, как и в старые времена, защищалась от волн натянутой парусиной. Корпус скафо выполнялся в стык, в отличие от судов Северной Европы. Ближайший родственник скафо, турецкая чектирма, имела планшир. Парусное оснащение этих судов было мальтийским. Другая турецкая шаланда, махонна, отличалась тем, что вместо шпринтова она имела длинную и эксцентрично установленную рею на низкой мачте, несущей латинский фок. Рея уравновешивалась с короткого конца противовесами.


ГАЛЕРА  НОВОГО ВРЕМЕНИ

Одним из старейших судов Средиземного моря была галера. Свое происхождение ведет от гребно-парусных судов античности, а ее развитие продолжалось до начала XIX в.,когда она еще встречалась в ряде морских держав южной Европы

Золотой век галер пришелся на XVI и XVII века, когда их стали украшать золотом и пурпуром, а галерные офицеры набирались из самой знатной аристократии. Сами суда и их весла непрерывно увеличивались в размерах. Но в то же время внутри галеры, в межпалубном пространстве, где сидели прикованные к скамейкам гребцы, условия были адские. К XVII веку длина галерного весла стала больше 15 метров, а его вес превышал 250 кг. Ни одному человеку не под силу было работать с таким веслом, так что на каждое сажали нескольких. В XV веке - даже по 5 человек, а в XVII веке - по 8. Увеличилась и длина галеры. Если в XV веке она составляла около 50 метров, при ширине 7,5 метров и осадке от 2,5 до 3 метров, то в XVII веке галера уже достигала в длину 57 метров, в ширину - 6,5 при осадке 2,2 метра. При расхождении отношения длины к ширине порядка 9:1 и при могучих веслах (26 по каждому борту) галеры достигали очень высоких скоростей.
В XVI веке выделялась галера двухмачтовая: одна мачта в носовой части судна, другая - посредине. В XVII веке добавилась третья мачта, но она оказалась неэффективной. На корме галер той эпохи ставили на полуюте комфортабельную жилую надстройку для командиров и офицеров. На полубаке размещали пушечную батарею, которая, в зависимости от размеров галеры, могла иметь от 3 до 7 пушек, 24- и 36- фунтовые. По бортам ставили легкие пушки. Pазличали две группы галер: галеры-зензили - узкие, быстрые и маневренные и бастард-галеры - более широкие с круглой кормой, менее быстрые и маневренные. Последние, если их использовали для перевозки товаров, называли торговыми. В XVI веке появились уменьшенные типы галер, а именно галера-четвертинка, или бригантина, и полугалера - галеот.


Галион

Галион относится к классу больших морских кораблей. Незначительно отличаясь размерами от предшествовавшей каравеллы, он имеет, однако, четыре обычных и одну мощную наклонную мачту. Впечатляюще выглядят паруса и такелаж корабля, имеющего две или три палубы и ряд палубных надстроек. Не менее внушительны также вооружение (сорок палубных пушек) и художественные украшения на носу и корме. Форма корпуса и изгиб киля вместе с усовершенствованными парусами обеспечивали галиону большую скорость и лучшую управляемость по сравнению с кораблями позднего средневековья.


ЛИНЕЙНЫЕ КОРАБЛИ XVIII - XIX ВЕКОВ



Линейный корабль представлял собой типичный галион, но построенный специально для ведения морского боя, причем как в кильватерном строе, так и в линии. Вооруженный, как большое парусное судно того времени, как и галион имел сравнительно острый корпус, длина которого по килю равнялась тройной ширине. Именно на нем впервые орудия были установлены и над, и под главной палубой, что привело к появлению батарейных палуб; орудия стояли по бортам и стреляли через порты. Вследствии этого были значительно сокращены помещения для перевозки грузов. Отсутствие высоких надстроек и длинный корпус позволял галиону ходить быстрее и круче к ветру, чем "круглым" судам. Линейными эти корабли назвали потому, что они во время боя находились в первой линии. 

На рисунке заложенный  26 мая 1779 года на Херсонской верфи один из первых 66-пушечных линейных кораблей "Слава Екатерины". Предположительно проект нового линейного корабля разработал корабельный мастер А. С. Катасонов. Строил его инженер И. А. Афанасьев. Длина судна по нижней палубе 48,77 м, ширина без обшивки 13,5 м, глубина трюма 5,8 м. Вместо полагавшихся по штату 30-фунтовых пушек посчитали возможным обойтись имевшимися в наличии 24-фунтовыми, которые "столь малую имеют разность, что с таковою же пользою в действии употребляемы быть могут". Боевая служба "Славы Екатерины" пришлась на русско-турецкую войну 1787-1791 годов. Переименованный в 1788 году генерал-фельдмаршалом Г. А. Потемкиным в "Преображение Господне" корабль участвовал во всех крупных операциях русской эскадры, в том числе в победных морских сражениях под руководством адмирала Ф. Ф. Ушакова.

Конец XVIII - cередина XIX века была эпохой наивысшего расцвета парусных судов. Происходили последние морские сражения парусных кораблей, к их числу относится знаменитая Керченское сражение 1790 г. Перед выходом в море Ушаков получил сведения о том, что турецкий флот  от Севастополя и Балаклавы направился к  Анапе чтобы принять войска и вместе со стоявшими там другими судами двинуться к крымскому побережью для проведения  высадки десанта. Оценив  обстановку, Ушаков решил из Севастопольской бухты направиться к Керченскому проливу и занять позицию вблизи мыса Таклы,  В 10 часов утра 8 июля со стороны Анапы была замечена турецкая эскадра в составе 10 линейных кораблей, восьми фрегатов и 36 судов меньшего размера. Русская эскадра включала 10 линейных кораблей, 6 фрегатов и другие суда. Сражение окончилось полным разгромом турецкого флота. 


ВОЕННЫЕ ФРЕГАТЫ XVII - XIX ВЕКОВ



Фрегатом называли однодечный военный трехмачтовый корабль с полным парусным вооружением. Линейные корабли были созданы англичанами, а фрегат изобрели французы. Во второй половине XVII века, в царствование Людовика XIV, министр финансов Кольбер, который ведал всей экономикой страны и очень заботился о военной мощи Франции собрал крупных математиков и физиков страны и поручил им разработать проект такого военного корабля, который бы сочетал мореходные качества флейта и пинассы. Дело в том, что линейные корабли при своей огромной пушечной мощи были неповоротливы и очень медлительны. Эти корабли не выдерживали большого крена и могли ходить далеко не при всяком направлении ветра. Задание Кольбера имело целью создать скоростной и поворотливый военный корабль. Задание было выполнено: с французских верфей вскоре начали спускать на воду корабли нового типа, которые назвали фрегатами. К концу XVII века фрегаты имели на борту от 20 до 40 пушек, а в XVIII веке число пушек возросло от 40 до 60. Со временем фрегаты стали делать двухпалубными, а полубак и полуют сняли вообще. Фрегаты использовались для конвоя торговых судов, для защиты основных маршрутов и для помощи линейным кораблям в сражениях. Собственно говоря, фрегат - это тогдашний крейсер. Фрегаты отличались очень элегантной формой носовой части, низкими бортами и более легкой по сравнению с линейными кораблями конструкцией. Поэтому они не сражались в линию с линейными кораблями, их основная роль в сражении состояла в том, чтобы, во-первых, добивать поврежденные корабли противника и, во-вторых, оказывать помощь своим кораблям, которые потеряли управление и мачты в бою. На фрегатах ставили три мачты, каждая из которых несла от 3 до 4 прямоугольных парусов, фок-мачта несла бригантину и один-два прямоугольных паруса. На бушприте ставили 1 или 2 прямоугольных паруса, а позднее - стаксели.
Фрегаты были взяты на вооружение флотами всех европейских стран и Турции.

Hosted by uCoz