Суда этого типа называли по-разному: нефы, бузы, килсы, хулки. Отличительными внешним признаком нефов являются округленные в носовой части и прямые в корме высоко поднятые штевни. Речь идет о судах с одной мачтой. Применение навесного руля позволило уверенно ходить галсами. Этому помогало увеличение осадки и грузоподъемности судна.
На судах появились бушприт, ванты с выбленками, якорь, по форме приближающийся к адмиралтейскому. Грузоподъемность такого корабля немного превышала 200 тонн. Галс-клампы, облицованные прочным деревом, служили для проводки галсов, которые представляли собой прочные тросы, в отличие от шкота не имевшие талей. Штаги и многочисленные снасти такелажа отнесены в корму. На нефе были асимметричные пристройки к кормовым и носовым надстройкам. Они делались, вероятно, в качестве дополнительных помещений для размещения рыцарей, использовавших подобные суда для крестовых походов. Ограждения надстроек украшались гербовыми щитами рыцарей.
В средние века военный и торговый флоты Венеции были самыми могучими и многочисленными на Средиземном море. В период крестовых походов (1096-1270) Венеция была основным поставщиком нефов, которые могли брать на борт до 1500 человек. В последующие века конструкция этих судов постоянно изменялась, и к началу XVI века венецианский четырехмачтовый неф имел вполне совершенную форму корпуса и значительные размеры: наибольшая длина 28,7 метров, длина по ватерлинии 25 метров, максимальная ширина 8,36 метров, осадка до 3 метров, водоизмещение около 600 тонн. Фок- и грот-мачты несли прямые паруса, вторая грот и бизань-мачта - латинские. Общая площадь парусов составляла более 770 квадратных метров. Такое парусное вооружение позволяло ходить довольно круто к ветру. Большие нефы в отличие от других судов имели несколько якорей (до 7) для предотвращения сноса во время стоянок.
На смену византийским торговым пришли торговые суда городов-республик Италии. Время их расцвета - с XII по XIV век. Все эти корабли имели общее название Нава. Они не имели весел, а только паруса. Проектировали и строили эти суда Венеция и Генуя, монополизировавшие в ту эпоху всю торговлю Европы со странами Леванта. Выполнение подобных задач требовало корабля нового типа, с большой прочностью и большой грузоподъемностью, потому что перевозить приходилось огромное количество товаров, пассажиров, лошадей, вооружения и провианта. По своей ширине и осадке эти суда напоминали римские торговые корабли с выпуклыми бортами, с глубокой осадкой и высоким надводным бортом. При осадке в 6 метров, от ватерлинии до борта оставалось еще 4 метра. Нос и корма, где размещались жилые помещения, поднимались над палубой на 3-4 метра. Были навы с тремя палубами. Такое судно имело 30 метров в длину, 12 метров в ширину и брало на борт 500 тонн груза. Именно они были главным средством всех перевозок во времена крестовых походов.
Навы оставались неповоротливыми, слишком массивными судами. Нередко бывало так, что при смене галса и брасоплении парусов всем пассажирам приходилось бросаться на противоположный борт, чтоб не дать судну перевернуться. Но ведь главной задачей этих кораблей была не скорость и не маневренность, а возможность перевозить как можно больше груза. Различались одномачтовые, двухмачтовые, трехмачтовые корабли этого типа. Поначалу все мачты несли латинские паруса на наклонных реях. Со временем, когда размеры кораблей стали возрастать, выяснилось, что латинского паруса для большого судна уже недостаточно. Тогда добавили еще и прямоугольные паруса. Навы раннего периода были оснащены румпелем, но когда венецианцы и генуэзцы увидели корабли из стран Северной Европы, которые везли своих крестоносцев в Палестину, то обратили внимание на форму руля и переняли ее. Корма у Навы очень высоко поднята и укреплена бимсом.
Генуэзский каботажный торговый корабль